среда, 15 июля 2015 г.

Что учесть перед тем как принять участие в выставке изделий ручной работы

Доброго времени суток всем!

Сегодня я пишу вторую часть о своем опыте участия в ярмарках и выставках изделий ручной работы.
В этом посте я хочу рассказать вам о своих заметках - что нужно помнить перед тем, как принять участие в выставке или ярмарке.

1) И первый самый пункт, это конечно узнать проходят ли такие в вашем городе. Погуглить, или спросить у знакомых, и найти организаторов это самая меньшая проблема из всех, которые могут возникнуть на пути к заветной цели. У нас в Харькове, например, организаторов, как и ярмарок-выставок, ну очень много (Артишоп, Арт-мельница и другие). Поэтому и выбор большой. 


2) Второе, это конечно то, что нужно сразу уточнить у организаторов. Важно узнать дату проведения выставки. К выставке нужно время, чтобы подготовится. Если у вас мало изделий в наличии, то необходимо время чтобы их сделать. Если выставка будет проходить, посвященной какому-нибудь празднику, например новому году, то можно сделать тематические изделия, что-нибудь новогоднее. В общем, на это нужно время. Оценивайте реально свои силы. Сядьте и составьте план, сколько и за какое время вы сможете сделать своих изделий. Например, связать одну игрушку в день или в неделю. Это очень важно, потому что задумать можно много, но не вложится во время, и в итоге оказаться на выставке с полупустым столиком. Это, как я считаю, не очень хорошо. Конечно, можно рассчитывать на то, что вы раздадите потенциальным покупателям свои визитки-контакты, и они перезвонят вам и много закажут, но моя практика показывает, что это далеко не так. Поэтому лучше рассчитывать на продажи на самой выставке. Возможно, вам повезет, и по вашим визиткам вам позвонят и закажут очень много товара, но такие случае это скорее исключение из правил, поэтому лучше перестраховаться.
Итак, дальше спрашиваем, конечно же, стоимость участия в выставке изделий ручной работы. Например, когда я последний раз принимала в такой выставке участие, то одно место (столик) на 3 дня стоил 600 грн. То есть дальше вы прикидываете, сможете ли вы позволить себе это участие. Вы же должны понимать, что даже продав товара на 600 грн, это еще не значит даже, что вы отбили место. Это будет значить что вы подарили товара на 600 грн. То есть примерно посчитайте, сколько вам нужно продать своих изделий за эти три дня ярмарки, чтобы оказаться в плюсе. Учитывайте все - стоимость самого участия, стоимость потраченных материалов, стоимость проезда до и от выставки каждый день, стоимость еды, которую вы скушаете. (Я уже молчу о том, что вам скорее всего захочется что-нибудь еще и прикупить у соседей по выставке).  Нельзя забывать об этом! Иначе, зачем тогда вообще идти на выставку, если просто пообщаться, то лучше приходите посетителем. Всегда нужно иметь позитивное мышление и настраивать себя на удачу, и поэтому нужно заранее все продумать и просчитать! 
Дальше спрашиваем у организаторов, что именно входит в стоимость. Ну во-первых, конечно, о столе и стуле. Обычно это всегда предоставляют, но вдруг нет, то вам об этом лучше узнать заранее! Также есть такая практика, что в стоимость участия входит бесплатный чай/кофе для участников. Об этом тоже лучше узнать заранее, и иметь ввиду, что чаем вы уже обеспечены, а останется подумать лишь про еду. Также в этом пункте хочется добавить следующее - возможность взять столик на двоих. Исходя из предыдущего абзаца, в результате подсчетов. может оказаться, что для вас дорого, а принять участие  в выставке все равно хочется. Тогда самым лучшим решением, будет арендовать столик на двоих. Объединится с еще одним мастером, и разделить стоимость напополам. Это довольно распространенная практика. Что хочется заметить исходя из моего опыта, если вам нужен этот вариант - спрашивайте об этом сразу организатора - и они вам найдут соседа (если конечно у вас нет своего друга, кого вы очень хорошо знаете и который тоже хочет поучаствовать). В этом еще и другой плюс есть, если вам захочется отойти в туалет, покушать или просто погулять по выставке, напарник всегда присмотрит за столиком. Единственное, что, это не берите себе в напарники людей с такими же изделиями как и у вас, зачем вам лишняя конкуренция.
И также спросите, где именно будет проходить выставка. В каком торговом центре или выставочном центре. Тут уже вам помогут отзывы тех, кто уже участвовал в выставках там, или просто знание города - насколько проходное это место, много ли там случайных прохожих, которые еще впридачу должны заинтересоваться, остановится и поразглядывать, что именно вы продаете. ну конечно иметь возможность все это купить. Или же с точностью до наоборот. Когда-то я участвовала в выставке, которая была первый раз в данном ТЦ, так вот люди смотрели на нас как на инопланетян, говорили что мы филиал рынка, продаем китайщину, детские поделки и тд. Поверьте, и слушать это было не приятно, и продаж было катастрофически мало. Поэтому мой совет, идти в уже более-менее раскрученное место проведения выставок. Плюс, обязательно обратите внимание на то, как организаторы рекламируют свое мероприятие!! Вот прям очень обязательно. Потому, что сейчас очень много таких, которые не делают это вообше, они собрали денюжки с мастеров и довольные, а покупателей должны по их мнению приглашать сами мастера (своих грубо говоря покупателей, через соц сети и тд). Это вообще крайне неверный подход в корне, и всегда очень злил меня. Потому что своим покупателем в соц-сетях я и без выставки могу продать свои игрушки, а если я иду на выставку, значит я рассчитываю на новых людей, то есть хочу расширить свой круг покупателей. В общем, мой совет, обратите на это внимание! 

3) Поехали дальше. Если вы уже определились с местом, датой проведения выставки, нашли соседа, или сами заплатили за место, то пока вы готовите новые изделия для выставки нужно вспомнить еще и о таких моментах.
Во-первых, это украшения стола, вашего места. Как минимум, вы должны продумать чем накрыть стол (скатерть), чтобы это было красиво. Тут уже исходить из того, какие у вас изделия, и как вам больше нравится. Также продумайте запасную скатерть, чтобы накрыть стол/изделия на ночь. У нас на выставках в Харькове практика такая, что все просто накрывали скатертями свои столы, и на ночь оставался охранник. Этот момент, кстати, тоже нужно уточнить у организаторов, вдруг они скажут вам, что нужно каждый день возить домой все изделия, но это конечно вряд ли. Итак, захватите дополнительную скатерть!
Во-вторых, продумайте освещение. Если это хорошо освещенное помещение, то еще можно не думать, но если света там мало, или у вас такие изделия, которым нужен свет, чтобы их лучше рассмотреть, то возьмите с собой лампу и переноску. 
В третьих, продумайте, заранее, как будет расставлен ваш товар. Если это что то объемное, возможно нужны будут дополнительные стойки или полочки. Приготовьте все и потренируйтесь красиво все разложить еще дома.
В четвертых ,продумайте упаковку, в которой вы будете отдавать свои изделия покупателям - пакеты, коробочки или что-то еще. 
В пятых, это обязательно иметь визитки. Они сейчас стоят довольно дешево, можно найти самые дешевые варианты, но они обязательно должны быть! Я не могу сказать, что много потом звонят по визиткам, но они все равно нужны. Чтобы не искать потом листиков и ручек, и писать для человека ваш номер. В конце концов есть и такие люди которые ходят смотрят собирают визитки, может стесняются спросить, но потом заходят на ваш сайт и смотрят что сколько стоит и возможно даже совершат покупку. Из моей практики, то по моей визитке мне позвонили из издательства, и мы вместе выпустили книгу с мастер-классами по вязаным игрушкам. Согласитесь, довольно внушительный плюс, что визитки у меня были! Потому что меня никто не спрашивал ни о чем на самой выставке, главный редактор просто прошлась и посмотрела, и собрала визитки всех девчонок с вязаными игрушками, а потом уже на работе отдала их редакторам и они именно связались уже со мной. Так что не жалейте, денег и закажите себе визитки. Возможно, вам покажется что этот пункт противоречит, тому что я писала в начале статья, но нет - вам нужен и большой ассортимент товара и визитки ;)


4) Важный пункт - продумайте, что вы будете кушать. Возьмите с собой из дома что-нибудь, или узнайте есть ли рядом кафе, где можно перекусить. Узнайте у организаторов, будет ли специальное место для обеда, или кушать придется под столом.. А также конечно, договоритесь с соседями, чтобы  они присмотрели за вашим столиком, пока вы отлучитесь покушать, взамен конечно же присмотрите за их столиком, когда пойдут покушать они!


5) И в отельный пункт я бы хотела выделить следующее - то, как вы будете выглядеть и вести себя на выставке. Одеться лучше не сильно ярко, но и не зачухано. Опять таки, в зависимости от погоды и места проведения выставки - продумайте одежду. Например, в месте, где проходила моя выставка первая - на улице было около -30, а в здании наверное -10. Сказать что мы замерзли это ничего не сказать! Позаботьтесь об этом заранее!!! 
Затем о поведении. Конечно не нужно быть навязчивым - таких продавцов никто не любит, как бы не пытался кто нибудь (именно такой навязчивый) это доказать. Нужно в тоже время и не грустить (например от того что пока нет продаж), усевшись на стуле и сидеть с грустными глазами и сморщенным лбом. В свое время мне очень помогла книга, которую я купила на море, просто для общего развития. Серия "Для чайников " - "Умение продавать для чайников". Я прочитала ее от корки до корки  и взахлеб. Поверьте, я многое поменяла  в своем поведении и я могу со 100% уверенностью сказать, что с тех пор и продажи мои выросли!. Никогда не сидите на стуле грустная, даже если и продаж пока нет. Стойте у столика, улыбайтесь, и всегда спокойно отвечайте на вопросы посетителей и покупателей. Мой пример - я очень люблю вязать и поэтому всегда беру с собой вязание, вяжу пока у моего столика никого нет, и знаете - а это тоже привлекает людей, они подходят интересуются что я делаю, что я продаю, и в итоге часто уходят с покупками.  Подумайте о том, чем вы будете заниматься, пока посетителей будет мало. Когда их станет много, у вас уже не будет времени на что то еще, кроме общения с ними ;) 


Никогда не грустите, постарайтесь заранее продумать максимально много, чтобы избежать неприятных ситуаций! И у вас обязательно все получится! И даже если вы не сможете в первый раз добиться больших продаж - главное, это опыт, ваш личный опыт, благодаря которому вы сможете либо что то поменять в своей тактике, либо возможно пойти по вообще другому пути развития вашего рукодельного бизнеса. 

Спасибо, что были со мной и прочитали мою статью. Надеюсь она полезна для вас оказалась. 
Не забывайте оставлять комментарии и вопросы.

С уважением, Вера.

6 комментариев:

  1. Очень интересная статья и полезная!!!!Много нового почерпнула для себя!Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо и Вам, Елена, за отзыв о статье! Я рада, что смогла быть вам полезной и рассказала что-то новенькое!!! :)

      Удалить
  2. С интересом прочитала статьи про выставки. У меня уже тоже богатый опыт участия и я могу сказать,что наверно на 90% успех на таком мероприятии зависит от организаторов. К сожалению сейчас это выгодный бизнес - организовывать ярмарки. И большинство просто тупо собирает деньги с участников не заботясь ни о рекламе, ни о посетителях. Я уже тоже не раз обжигалась на этом и для себя решила участвовать только на крупной новогодней ярмарке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!

      Я согласна с Вами на 100%, выгодный для организаторов бизнес превратился в очень убыточный почти для всех мастеров.
      Мне кажется, что лучше меньше да качественнее. Но не все со мной согласны, увы..
      Я вот тоже люблю новогодние выставки, в это время все и везде ищут подарки, поэтому больше шансов на успех :)) А вообще мечтаю о большой новогодне-рождественской ярмарке, в красивых деревянных домиках, у большой елки, ну знаете как в фильмах :) Мне кажется у такого мероприятия волшебная атмосфера была бы. Но у нас это увы либо обычные палатки не понятно с чем, либо миллион одинаковых выставок по всем торговым центрам..

      Удалить
  3. спасибо за перечень многих деталей, которые могут оказаться в итоге решающими!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо и Вам за комментарий! Удачных ярмарок! : )

      Удалить